www.RZN-62.ru - город Рязань

РЯЗАНЬ ИСТОРИЯ РЯЗАНИ РЯЗАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОРГАНИЗАЦИИ Рязани


Яндекс.Погода

Головнин Василий Михайлович

Имя Василия Михайловича Головнина, выдающегося мореплавателя, теоретика морского дела, талантливого исследователя, человека передовых для своего времени взглядов, занимает почетное место как в истории русского военного флота, так и в истории русской географической науки.

В. М. Головнин — представитель славной плеяды русских военных моряков первой половины XIX столетия, совершивших ряд кругосветных плаваний, в результате которых наука о Земле обогатилась множеством важных открытий.

Головнин много сделал для различных областей отечественной науки. Особенно велики его заслуги в изучении и освоении Дальнего Востока. Труды В. М. Головнина, одного из первых исследователей Мирового океана, вошли в сокровищницу мировой географической литературы. служили в Преображенском гвардейском полку, в который на шестом году жизни был записан, по тогдашнему обычаю, и Василий Михайлович. В девятилетнем возрасте Головнин лишился родителей. В двенадцать лет он был определен в Морской корпус — одно из первых учебных заведений России. Учился Головнин хорошо, а все свободное время посвящал чтению книг о путешествиях знаменитых мореплавателей, о великих географических открытиях, о диковинных заморских землях.

Четырнадцати лет Головнина произвели в гардемарины. На корабле «Не тронь меня» в 1790 г. он участвовал в трех морских сражениях против шведов и вернулся в корпус с золотой медалью за отвагу. По окончании Морского корпуса был произведен в мичманы. С первых же дней военной службы постоянно находился в плаваниях.

В 1802 г. двенадцать наиболее способных и подготовленных молодых офицеров были направлены в Англию для ознакомления с постановкой морского дела, в их числе был и В. М. Головнин. Три года он плавал на английских военных кораблях.

На родину отважный моряк возвратился в 1806 г. и привез составленные им «Сравнительные замечания о состоянии английского и русского флотов» и «Свод военных морских сигналов для ночного и дневного времени», которыми в русском флоте пользовались в течение двадцати пяти лет.

Недолго пробыл Головнин Василий Михайлович на родной земле. Вскоре его отправили в кругосветное плавание: предстояло провести гидрографические исследования в северной части Тихого океана, побывать у берегов Америки. Из обыкновенного транспортного судна умелые русские мастера построили военный корабль — шлюп «Диана», который обладал высокими мореходными качествами, был обеспечен всеми навигационными и астрономическими приборами. На вооружении судна было восемнадцать пушек и четыре огнестрельных орудия.

«Путешествие это,—говорил впоследствии Головнин,— было необыкновенное в истории российского флота... «Диана» есть первое настоящее русское судно, совершившее такое многотрудное и дальнее плавание». * Сам Головнин подобрал экипаж в составе шестидесяти человек, помощником капитана он назначил капитан-лейтенанта П. И. Рикорд», своего старого друга.

25 июля 1807 г. «Диана» под командованием В. М. Го-ловнина снялась с якоря, вышла из Кронштадта и взяла курс к восточному берегу Южной Америки.

Много трудностей пришлось претерпеть морякам. Их работе мешало обострение дипломатических отношений между Англией и Россией. В портах, лежащих на пути следования «Дианы» от Англии до Камчатки, не было представителей русского правительства, которые могли бы помочь в приобретении провианта. Пришлось вести строжайшую экономию в расходовании продовольствия.

В январе 1808 г. «Диана» бросила якорь в обширной гавани острова святой Екатерины, у берегов Бразилии. Здесь экипаж пополнил запасы провизии и пресной воды. За время десятидневной стоянки Головнин определил координаты острова, сделал подробное описание гавани, измерил глубину рейда.

От острова святой Екатерины «Дй'ана» направилась к южной оконечности Южной Америки и в феврале вошла в воды Тихого океана. Он неприветливо встретил русских моряков. В течение двух недель бушевал шторм. Шлюп бросало из стороны в сторону. Лил проливной дождь, перемежавшийся с градом или снегом. Жестокая борьба со стихией в течение двух недель, измотавшая силы команды, и болезнь матросов побудили Головнина изменить курс и пойти более длинным, но не столь опасным путем — к мысу Доброй Надежды (Южная Африка), куда «Диана» прибыла 21 апреля 1808 г.

В это время началась война между Россией и Англией, и «Диана» была задержана находившейся здесь английской эскадрой. Находясь в плену, Головнин не прекращал своей научной деятельности. Он составил подробное описание мыса Доброй Надежды, его климата, флоры, фауны, изучил быт и нравы населения.

Прошло несколько месяцев, а английское правительство не давало никаких указаний относительно освобождения пленников. Запасы продовольствия на «Диане» подходили к концу. Английский адмирал предложил русским морякам заняться ремонтом английских кораблей, предупредив, что только в этом случае они будут получать питание. Головнин отверг это предложение, унижающее достоинство русских моряков и решил во что бы то ни стало вырваться из плена. Долго не представлялось русским морякам благоприятного случая осуществить свой смелый замысел. Но вечером 16 мая 1809 г., когда подул сильный северо-западный ветер, «Диана» снялась с якоря и вышла в открытый океан. Корабли береговой охраны не рискнули преследовать русский корабль, ушедший в сильный шторм, как казалось англичанам, навстречу верной гибели.

Много мужества требовалось от русских моряков в этом опасном многодневном плавании, в условиях непрерывных штормов и шквалов. Путь от мыса Доброй Надежды до острова Тасмания протяженностью десять тысяч километров занял пятьдесят одни сутки. В июле 1809 г. «Диана» обогнула Тасманию и взяла курс на север, к островам Новые Гебриды, а еще через восемнадцать суток бросила якорь в бухте у острова Тана. Тихая бухта, красочная природа острова, отличная погода позволили экипажу хорошо отдохнуть после трудного, полного лишений и опасностей плавания.

«Диана» была первым кораблем европейцев, посетившим остров Тана после Кука. Натуралист Форстер, сопровождавший Кука в плавании, характеризовал жителей Тана как диких и кровожадных людоедов. Головнин опроверг это мнение. Островитяне, видя, что русские моряки, не в пример англичанам, не делают им зла, отвечали гостям радушием и доброжелательством. В. М. Головнин ознакомился с природой и бытом островитян. В обмен на ткани, пуговицы, бисер, гвозди жители Тана привозили морякам кокосовые орехи, плоды хлебного дерева и другие продукты. Они искренне сожалели, когда наступил час расставания. «Диана» отправилась дальше, на север. Путь лежал по неизведанным просторам Тихого океана к берегам Камчатки.

В сентябре 1809 г. русские моряки увидели на горизонте берега Камчатки. После двухгодичного похода по морям и океанам они снова оказались у родных русских берегов. Спустя два дня «Диана» вошла в Петропавловскую гавань. Плавание «Дианы» из Кронштадта в Петропавловск-на-Камчатке через три океана окончилось.

Недолго довелось Головнину отдыхать после продолжительного плавания. Вскоре он получил новое задание — произвести исследование Камчатского полуострова. Два года провел Василий Михайлович на далекой окраине России. С присущей ему энергией и увлечением Головнин изучал Камчатку. Он собрал большой материал о флоре и фауне края, о населяющих его народностях, их быте и нравах.

В те годы Петропавловск был небольшим селением с полусотней деревянных домиков. В дневнике Василий Михайлович сделал такую запись: «Камчатка представляла нам такую картину, какой мы еще никогда не видывали: множество сопок и превысоких гор были покрыты снегом, а под ними чернелись внизу леса и равнины...»

Он внимательно изучал материалы своих предшественников, исследовавших северную часть Тихого океана, в которых обнаружил немало противоречивых сведений. Нужно было все проверить путем личных исследований.

Весною 1810 г. Головнин отправился с экспедицией к острову Ситха, на котором находился административный центр Русско-Американской компании — крепость Ново-Архангельск. Возвратившись в Петропавловск, В. М. Головнин получил предписание морского министра произвести описание Алеутских, Шантарских, Курильских островов и берега Татарского пролива (Приморья).

В течение нескольких месяцев Головнин исследовал острова Курильской гряды, отделяющей Охотское море от Тихого океана. Он составил карту, на которую нанес острова этой гряды, уточнил географические координаты и описал их. Время шло, запасы продовольствия и пресной воды на «Диане» подходили к концу. Головнин решил идти к острову Кунашир, на котором жили японцы. Здесь мореплаватели были взяты в плен. Только после поражения Наполеона Япония, изменившая свое отношение к России, выпустила русских моряков. В октябре 1813 г. Головнин и его товарищи, более двух лет томившиеся в тяжелой неволе, вернувшись на «Диану», направились на Камчатку, в Петропавловск. В Петербург они прибыли в июле 1814 г. Таким образом, в путешествии В. М. Головнин пробыл ровно семь лет. Помимо подробного описания всех стран, посещенных «Дианой», всех явлений, наблюдаемых им во время плавания, Головнин собрал большой и ценный этнографический материал. Одна из наиболее замечательных работ ученого — описание Японии — страны, границы которой были в то время закрыты для иностранцев. Записи Головнина о Японии были переведены почти на все европейские языки.

Спустя два года после первого кругосветного плавания Головнин был назначен начальником кругосветной экспедиции на шлюпе «Камчатка», в задачи которой входило: обследование русских владений в Северной Америке, определение географического положения островов, координаты которых еще не были определены астрономически.

После тщательной подготовки к предстоящему путешествию в августе 1817 г. Василий Михайлович на шлюпе «Камчатка» вышел в кругосветное плавание и направился с востока на запад вокруг Южной Америки, через Атлантический и Тихий океаны на Камчатку. Шлюп в три раза превышал водоизмещение шлюпа «Диана». Экипаж состоял из 130 человек. В числе молодых офицеров находились будущие славные исследователи Ф. П. Врангель, Ф. П. Литке, Ф. Ф. Матюшкин.

Страны, которые посещал русский шлюп, были в то время сравнительно известны. Головнин в своих трудах уделяет особое внимание жизни народов.

5 ноября 1817 г., на семьдесят первый день плавания, «Камчатка» прибыла в порт Рио-де-Жанейро, где простояла семнадцать суток.

Головнин собрал много сведений по истории Бразилии. Пополнив запасы продовольствия и пресной воды, «Камчатка» снялась с якоря и в мае 1818 г. вошла в Петропавловскую гавань. Плавание из Кронштадта до Петропавловска заняло восемь месяцев и восемь дней, из которых только тридцать четыре дня шлюп находился в портах. Головнин занялся определением географических координат некоторых островов Алеутской гряды.

Затем «Камчатка» направилась в Русскую Америку. В июле 1818 г. она достигла острова Кадьяк и встала на якорь в Павловской гавани, где находилось селение Российско-американской компании. Головнин ознакомился с хозяйством колонии и дал подробное описание острова.

Обследуя деятельность Российско-американской компании, Головнин вскрыл злоупотребления местных администраторов. Он сурово осудил директоров компании за пренебрежительное отношение к русским корабельным мастерам и доказал, что наши судостроители превосходят хваленых английских.

Головнин собрал интересные материалы и о Ново-Архангельске. Василий Михайлович посетил также русскую колонию-крепость Росс в Калифорнии, составил описание ее природных богатств, климатических условий, социального строя.

В октябре «Камчатка» направилась к Гавайским островам.

С гавайцами Головнин был прост и внимателен, поэтому пользовался их исключительным радушием.

В сентябре 1819 г. «Камчатка» благополучно прибыла в Кронштадт. Кругосветное путешествие продолжалось два года и десять дней.

Это плавание Головнин описал в сочинении «Путешествие вокруг света», изданном в 1822 г. и представляющем исключительный научный интерес.

В 1821 г. Головнин был назначен помощником директора Морского корпуса. Он перевел для морских офицеров «Описание примечательных кораблекрушений» Дункена и дополнил этот труд описанием кораблекрушений в русском флоте. Он считал, что морской офицер должен изучать причины кораблекрушений, и в случае опасности иметь возможность предотвратить гибель своего корабля. Василий Михайлович воспитал ряд выдающихся русских мореплавателей-исследователей, таких, как Ф. П. Литке, Ф. П. Врангель, Ф. Ф. Ма-тюшкин, П. И. Рикорд и другие.

В 1823 г. Головнин стал генерал-интендантом флота. В это время он развернул большую работу по воссозданию и укреплению русского флота, в особенности после получения в свое ведение кораблестроительного, комиссариатского и артиллерийского департаментов (1827г.). За восемь лет его пребывания на посту генерал-интенданта было построено свыше 200 военных судов, в том числе десять первых в России пароходов.

Головнин был близок к кругам декабристов, встречался с Бестужевым, Кюхельбекером и Завалишиным. Его передовые взгляды нашли отражение в замечательном обличительном произведении «Заметки о состоянии Российского флота в 1824 году», напечатанном под именем мичмана Мореходова в 1861 г. Эти записки содержали анализ причин упадка флота в 20-х годах XIX века и резкую критику государственной организации и порядков того времени.

В. М. Головнин умер в чине вице-адмирала 30 июня 1831 г. в Петергофе. Известие о его смерти глубоко опечалило русских моряков и всех прогрессивных людей России.

Именем выдающегося русского мореплавателя-исследователя названы: мыс на юго-западном берегу Аляски, гора на острове Новой Земли, пролив в Курильской гряде, вулкан на острове Кунашир, мыс на полуострове Ямал. Н. КИРЕЕВА


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ Рязани

Все достопримечательности >>




РАСПИСАНИЯ Рязани




ЗНАМЕНИТЫЕ Рязанцы

Все знаменитые рязанцы >>

Администрация сайта

RZN-62.ru - город Рязань